Попробуем на этой страничке восстановить

историю нашей улицы Борки села Свердлово - бывшего села Борки.


СОДЕРЖАНИЕ:

Из книги "Вахонинская земля"
Алексей Крючков о Борках.
Старые фото.
Статья "Потерянные берега".
Поклонный Крест.


Из книги Ю.А.Пензикова
"Вахонинская земля".
Книга Книга

Вот что написано в этой книге относительно нашего села и её переселения:

С незапамятных времен на левом берегу Волги, против Нового, находилось село Борки, название которого происходит от слова бор - борок, то есть сосновая роща.
Село Новое, расположенное на высоком берегу Волги, избежало затопления. Современную ширину водохранилище получило за счет левого, низменного берега, где было затоплено село Борки. Большинство его жителей переселилось в Новое, где значительная часть села до сего времени называется Борки, а его история стала неотъемлемой частью истории Вахонинского округа.
Борки упоминаются в московских писцовых книгах в 1540 году.
Во второй половине XVI века Борки были центром дворцовой вотчины, в которой, кроме села, числилось 15 деревень. В первой трети XVII века дворцовая вотчина была роздана в частные владения.
По писцовым книгам от 1628 - 1629 г.г. Борки принадлежали Осипу Григорьевичу Грязнову.
В 1745 году Борками единолично владеет Иван Александрович Бестужев-Рюмин. В селе насчитывается 99 мужских душ. Основным их занятием было строительство барок и больших лодок для продажи и для своих нужд.
21 сентября 1745 года Тверской епископ Митрофан (Слотвинский) освятил построенную каменную церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы с приделами пророка Ильи и Николая Мирликинского.
В приходе, кроме Борков, находились деревни Осиновка, Шишкино, Загорье, Медведево. В них насчитывалось 114 дворов с 725 прихожанами.
1806 год. В селе 30 дворов и 237 жителей обоего пола. В 1871 году открыта земская школа.
1887 год. Село состоит из пяти плановых посадов. Имеется 15 колодцев и 5 прудов.
Несмотря на то, что Новое и Борки находились в разных губерниях и епархиях (Волга была границей между Московской и Тверской), сельчане были в дружественных отношениях. На престольные праздники Крестовоздвиженского храма, на ярмарки и базары приплывали на лодках жители Борков. В свою очередь, прихожане Крестовоздвиженской церкви посещали Борки на праздник Рождества Богородицы. После отмены крепостного права между селами возникли множественные родственные связи. Не случайно, когда в ожидании затопления Борков жителям было предложено выбрать место поселения, большинство пожелало жить в Новом, житель которого Василий Тихонов в своем дневнике записал об этом событии:
"1936 год, 1 апреля переехало к нам на новое жительство из-за Волги село Борки, 42 дома".
Переселенцам построили две улицы, которые назвали Борки-1 и Борки-2.



12 июня этого года к нам приезжал Алексей Крючков - краевед, изучающий историю нашей деревни Борки. С жителями нашего села он перебрался на место бывшей деревни Борки.
Место старых Борков

Вот что узнал о селе Борки Алексей:

История села Борки (на Волге)

Когда умерла моя бабушка - Чёрная (Кочешкова, Грибанова) Александра Сергеевна, то тётя подарила мне много её старых фотографий, половину людей на которых я не знал. Мне это было досадно, и я начал опрашивать родственников, сопоставлять фотографии... и так увлёкся генеалогией.
В ходе поисков я стал обладателем записей воспоминаний уже ушедших людей, и какие-то из этих фактов были в чём-то уникальны, их знал только я, но они могли быть интересны не только лично мне и моим родственникам, но и другим потомкам выходцев из этих мест и краеведом. Потерять их - крайне легко, надо лишь ничего не делать, и время рано или поздно возьмёт своё, и восстановить их уже будет невозможно никогда. И именно это опасение и подстегивало к тому, чтобы опубликовать эти записи, в надежде, что они будут интересны ещё кому-то. А когда я таких людей обнаружил, то решил отложить все дела и сделать эту публикацию. Хотя бы на своём сайте. В надежде на то, что публикация и спасёт эту информацию от забвения, и позволит со временем дополнить и скорректировать её...


Полностью ознакомиться с историей в изложении Алексея Крючкова можно на сайте Алексея Крючкова.
"Опубликовав историю села Борки на одну страничку, я вскоре столкнулся с тем, что информация повалила валом, словно лавина, которая ждала только первого толчка. Появились воспоминания с фото о жителях Борков, появились замечательные воспоминания Голубевой - Карелиной Е.М., появились архивные данные... Хранить это только для себя, на своём компьютере - жалко! Это - та информация, которой радостно делиться с немногими заинтересованными лицами, когда, в отличие от математики, результаты деления лишь приумножают твои информационные "богатства"... Но и на одной страничке эту информацию уже стало невозможно разместить. Поэтому пришлось сделать этот раздел. В котором собраны небольшие странички, а большие материалы (которые, к тому же, ещё будут расти и обновляться) выделены в самостоятельные подразделы, разбитые на несколько страниц" - пишет Алексей.

Старые фотографии села Свердлово и улицы Борки:

Магазин Магазин Между Борками и Волгой
Фото магазина и библиотеки в селе Свердлово у церкви. Сейчас на этом месте находится отель "Дафна". Вид на магазин с Волги. Фото 70-х годов. Вид на село Свердлово от Борков. Видно поле между нами и водохранилищем, видно, что село Свердлово совсем ещё незастроено.

Магазин Магазин
Ещё одно фото магазинав селе Свердлово. Сельский сход.



В интернет-проекте "Тверские НОВОСТИ" опубликована статья Павла Иванова "ПОТЕРЯННЫЕ БЕРЕГА" о нас и нашем селе.
Ниже помещаем текст этой статьи:

Общая беда объединяет жителей приволжских сел Конаковского района

Белые стены красавицы церкви в селе Свердлово Конаковского района быстро удаляются от нас. Водохранилище в этом месте неширокое. На глазах приближается левый берег Волги, весь заросший лесом. Несколько минут – и лодка готова пристать к низкому песчаному берегу.

Увлеченный созерцанием нового пейзажа, я пропускаю другой рокот, совершенно не слышный за шумом нашего лодочного мотора. Хорошо, что правящий нашей лодкой Александр, человек местный и опытный, этот рокот слышит. Он резко разворачивает нашу посудину носом к волне. Бах! Бах! Бах! Волны крутые и неожиданно высокие на мелководье. Несмотря на то, что мощный мотор работает на форсаже, лодка едва удерживается на гребнях, а нас окатывает ледяной водой. Где­то на горизонте уже видна огромная яхта класса «река – море», которая пролетела на большой скорости мимо нас и всё это вызвала. Обычную весельную лодку перевернуло бы. Это счастье, что те, кто в яхте, просто не заметили нас…

Именно поэтому местные жители из Вахонинского сельского поселения стараются не пользоваться лодками для переправы на левый берег Волги, несмотря на то, что для многих из них на той стороне Волги – историческая родина. Там когда­то было село Борки, уничтоженное при устройстве Иваньковского водохранилища.

С этой улетевшей вдаль яхты мы начали знакомство с конаковскими беззакониями, творящимися здесь, на волжских берегах, настолько часто, что о них уже устали говорить. Строго говоря, список их открыла не яхта. На сельском кладбище на берегу на окраине села Свердлово было многолюдно, стояли машины. «Похороны?» – поинтересовался я у моих спутников. «Нет, пикник. Видите, костер разводят».

…Берег за кладбищем был пуст, возле него стояла баржа, грузившая песок. «А здесь расположен скотомогильник с сибирской язвой, и песок выгружать они, по идее, не имеют права. Но им больше негде пристать, кроме как к скотомогильнику. Так же, как негде приткнуться к берегу Волги отдыхающим, кроме как у кладбища».

После этого островок у левого берега Волги, облепленный туристскими стоянками, как лодка деда Мазая зайцами, уже совершенно не удивил.

Возглавляющая некоммерческое партнерство «Борки» Ольга Владимировна Селина, согласившаяся показать свои «просторы» и заодно съездить в исторические Борки, постоянно проживает в Свердлове. Борки переселились в 1936 году отдельным посадом на новое место, немного в стороне от основного села Свердлово (прежнее название Новое).

Сейчас уже мало остается тех, кто помнит бывшие Борки на левой стороне. Но деревня осталась – в смысле братства людей, большинство которых уже горожане, имеющие жилье в столице, часто с неплохим достатком. Но они все равно – «борковские». И эта наследственная гордость движет ими сейчас, дает импульс объединиться.

– На самом деле это наши бабушки начали, – рассказали мне в беседе Ольга Селина и Татьяна Демидова, депутат Вахонинского сельского поселения. – Их уже мало осталось. А десять лет назад, когда начался захват берегов, они тревогу первыми подняли: «Детки, да как же? Мы в войну отстояли, отстроили, а нынче хуже вой­ны… Вам нужно подыматься, иначе вас без берегов оставят“. И поднялись. Тетя Надя Морозова, Вера Степановна Кадышникова, другие. Многие померли уже. Но они нам крепко помогли. Сколько сходов было, на суды бабушки наши всей деревней ездили.

Собеседницы наперебой вспоминали подробности судов, длившихся аж с 2004 года. Они перевидали многих тверских братков, столкнулись с коррупцией в судах, познали, чего стоят областные и районные чиновники. О ходе этих судов читатели “» могут узнать из статьи «Море… в аренду» Надежды Нестеровой (№ 49 от 7–13 октября). Те гектары земли, ради которых, собственно, велась и ведется борьба, – последний кусок береговых угодий на территории Свердлова, который еще доступен для всех. Каким­то чудом обошлось без криминальных разборок, хотя активисткам «Борков» назначали «стрелки» по всем бандитским правилам. Но бабы, которые братков знавали еще шкодливыми пацанами, стрелок не убоялись. Крутые парни, или, как их научнее называть, «представители инвестора», к счастью, не пошли на крайние меры: жечь никого не сожгли. Иные из них за эти годы сели за решетку, иные погибли безвременной и напрасной смертью, иные раскаялись. Но гораздо более страшные и безжалостные, чем братки, «инвесторы», увы, не успокоились, и борьба продолжается.

– Когда еще вначале мы приехали в Москву, нам сказала одна хорошая женщина в департаменте природопользования: не увлекайтесь одной борьбой, – рассказывает Ольга Селина. – И мы вняли этому разумному совету и стали созидать. С 2007 года готовы документы на создание государственного природного заказника в окрестностях села Свердлово. Проведены все необходимые научные экспертизы. Биологи, экологи, географы из Твери и Москвы подтвердили уникальность нашей территории и необходимость сберечь ее от застройки. И с 2007 года этот проект упорно игнорируется.

…Вернем, однако, читателей к тому, с чего мы начали. Нам все­таки удалось пристать к берегу прямо к холму, на котором когда­то стояла старинная церковь села Борки. Село не затопило. Как часто было при строительстве Иваньковского гидроузла, строители ошиблись в расчетах, вода поднялась лишь до нижней улицы. Много лет стояла после войны как маяк колоколенка церкви, уцелевшая после взрыва, но, наконец, однажды рухнула.

Основание ее мы нашли без труда. Здесь мыс, вокруг которого Волга делает поворот под прямым углом. Когда­то церковь смотрелась очень эффектно и с дальнего расстояния. Теперь ее руины – это все, что хоть как­то напоминает о селе. Место Борков, включая и церковь, и бывшее кладбище – все это продано и огорожено забором.

На территории Борков ведется бодрая сельскохозяйственная деятельность. Само по себе это хозяйствование не вызывает вопросов: пасутся коровы, действует ферма, очевидно, есть желание что­то производить. Но какой ценой! Территория у воды вся подсыпана за счет многочисленных прудов, вырытых во всех направлениях подобно канавам на торфоразработках. Два пруда выкопаны прямо на месте кладбища. Работники – как обычно, уроженцы Средней Азии. Берег уставлен табличками: «Частная собственность. Проход и проезд запрещен». То, что заборы перекрывают лес и береговую линию на площади гектаров в двадцать, особенно никого не беспокоит.

Лес здесь сказочной красоты. Невозможно предположить, что рядом с перенаселенным правым берегом на левом может существовать такая нетронутая природа. Даже в середине октября мы набрали грибов, насладились дивным сосновым бором. И – ни души. Впрочем, причину, почему переправа через Волгу рискованна, мы уже называли. Другая заключается в том, что лодка с мотором – это дорогое удовольствие: и из­за цены на сам мотор, и из­за налогов на него. Потому и бороздят Волгу одни яхты – кстати, такого класса яхты не имеют права ее бороздить, но…

Сценарий Борков – это то, что может ожидать описанный участок в восемь с половиной гектаров на правом берегу, у Свердлова. Сценарий мало приятный. Ведь если старые Борки – это всего лишь земли сельхозназначения, то есть пока что не земли поселений со всеми вытекающими последствиями, то в Свердлове все иначе.

Осматриваем и эту территорию. Низенький, едва поднимающийся из воды берег. Лишь кое­где островки повыше: поднимается сухая песчаная коса по берегу Волги, где устроены места для купания. Остальное – просто залив водохранилища.

– Кажется очевидным правило, – продолжает Ольга Селина. – Береговая линия водохранилища определяется предельной высотой его заполнения. В нашем случае – 124 метра по Балтийской шкале. Проблема в том, что такая высота в водохранилище держится только весной и то недолго. Остальное время высота заполнения на полметра – метр ниже, поэтому мы имеем вот этот заливной луг с его уникальным разнотравьем, намытыми пляжами вдоль береговой полосы Волги и мелким заливом, в котором весной нерестятся щуки. И все это хотят засыпать ровным слоем и отдать под яхт­клуб и застройку. Ведь понятно, что этот луг – акватория водохранилища. Но когда мы стали обращаться в разные инстанции, чтобы вернуть это в собственность государства, нам сообщили потрясающую новость: оказывается, карт берегов водохранилища нет, районные чиновники их… потеряли. Были карты и – как в воду канули. Согласитесь, как удобно: нет карты – нет берегов; нет берегов – нет проблем с береговой полосой.

Очевидно, и Борки, и луг у Свердлова оказались в таком «странном» положении в связи с тем, что в свое время вопрос об использовании приболоченных земель на берегу водохранилища не стоял. Теперь же, когда цена вопроса измеряется шестизначными суммами в иностранной валюте, какая же чиновная рука не дрогнет при определении, что перед ним – земля или вода! А цена вопроса – это еще и жизнь обычных людей. Не толстосумов и не владельцев яхт, а людей, которых лишают последнего участка реки.

– Нас «спасают» сибиреязвенные скотомогильники, – с иронией рассказывали мне жители Свердлова. – Не будь их, к реке, к этому лугу, было бы не подойти. Только у скотомогильников и можно купаться – там не застроена береговая линия. Фактически скотомогильников не менее семнадцати, но официально их зарегистрировано четыре. Остальные – вроде как «исчезли», вместе с картами.

…Возвращаясь из Борков, мы везем с собой кованый обломок церковной оконной решетки, пакет свежих маслят и мысли о том, как можно будет построить часовенку на фундаментах колокольни. Чтобы хотя раз или два в год возить туда потомков местных жителей, желающих поклониться родным могилкам, хотя бы и перекопанным. Кроме того, усилиями некоммерческого партнерства «Борки» (а это несколько десятков человек) уже создается музей Борков. Собраны фотографии, воспоминания, план села с точным указанием всех домов и домовладельцев.

И после этого еще раз поневоле задумаешься: а разве стали бы все эти люди объединяться, если бы не общая беда с «потерянными берегами»?

Павел ИВАНОВ


15 октября 2012 года
мы частично расчистили место бывшего храма старого села Борки
и установили Поклонный Крест на месте алтаря храма.



Заметка Алексея Крючкова для "Вахонинского Вестника":
15 сентября около 20 человек высадились десантом на развалинах храма села Борки, что на левом берегу Волги, напротив деревни Городище. Именно оттуда в 1936 году большинство жителей переселились на ул. Борки в с.Свердлово. Среди приехавших были как потомки жителей этого села, так и сочувствующие, в том числе приехавшие из Твери, Москвы и Свердлово.
Цель "десанта" была - установить памятный крест на месте алтаря храма и немного расчистить развалины храма от поросли деревьев, чтобы крест был виден с Волги. Поскольку ни от церкви, ни от кладбища при нём ничего не осталось, то этот крест стал бы общим памятникам всем предкам, покоящимся в Борках.

3-метровый крест сделал Александр Павлович Истратов с улицы Борки, по подсказкам вышневолоцкого краеведа Дениса Ивлева. Они и приехали устанавливать его всей семьёй - с женой Татьяной Демидовой (чьи предки были из Борков) и сыном Женей. А памятную табличку на крест сделал Сергей Шарапов, он же изготовил на пластике и схему села, которую повесили рядом, на берёзе.

Приехал на этот субботник и потомок Борковского дьяка Сергей Дроздов. Рассказал интересный случай, что при коронации Николая 2-го его прадед перепутал и вместо "Долгая лета!" запел "Вечная память!" В 1917г об этом вспомнили - путаница оказалась пророческой...

Трудились все сообща, очень дружно. Вячеслав Орехов, закатав рукава, лично рубил деревья. Приехавший на освящение креста отец Владимир из Ю.Девичьего, тоже впрягся в общую работу, когда завершали ставить крест. Пришла помочь и вся семья фермеров Мальцевых, поселившихся там ныне - они обустроили подъезд к руинам храма, привезли песку, цементу, помогли с инструментами и сообща молились на освящении креста.

И удивительно было, что по окончании сего благого дела вдруг тучи разошлись и выглянуло солнце, которое уже не исчезало до самого вечера. И все почувствовали на душе необыкновенную радость и чувство единения! Не хотелось уезжать, такая благодать охватила здесь каждого... Мы все решили вернуться в Борки через год, на престольный праздник села - Рождество Богородицы, чтобы продолжить расчистку холма и сообща вспомнить наших предков, малую частицу почти потерянной истории нашей родины.




А вот некоторые отзывы участников нашей поездки на место старых Борков:

Алексей Крючков: хочу поблагодарить всех участников поездки за чудеснейший праздник, который мы сами себе устроили! Люди, я вас всех просто люблю!! Такие интереснейшие люди открываются! Жаль, что не со всеми успел поговорить! Мне стало смешно, как мы опасались прежде фермера, а он, как оказалось, опасался немного нас... А оказались такие отличные люди! Мы к ним потом ещё заехали в гости и там поболтали с полчаса... Очень рад знакомству с Сергеем Дроздовым и жалею, что не знал его раньше - вот ведь ещё борковцы продолжают находиться, несмотря на многие годы забвения и рассеянности! А батюшка какой отличный и с юмором! А как Орехов колол дрова и подкалывал Таню, что он тоже умеет работать! Ежели человек умеет шутить над собой - это уже отличный человек! А какой Палыч молодчина - и крест сделал, и безнопилу единственный среди нас притащил работающую, и всё молча, как настоящий русский мужик, без слов патетики о "высоких материях" - только дело, а что б мы сделали без него? Вот такими и были наши предки, на таких Русь всегда и держалась!
И ведь смотрите: столько "сумасшедших" людей смогли бросить на день свои личные дела, и поехать чёрти куда, непонятно (для обычного человека) зачем, ради какой-то там "истории", от которой ничего в кармане не прибавляется (скорее даже наоборот) и которую даже "руками не пощщупать"!
А зато как было на сердце радостно, когда после всех наших трудов выглянуло солнце и ярко осветило воздвигнутый нами крест! И как сразу заиграла вокруг начинающая желтеть листва! Душа пела!


Денис Ивлев: Да сегодня мы воскресили память о былой эпохе, о людях, живших здесь, о храме... Предстоит сделать многое, но главное сделано сегодня - первый шаг. Он труден, и всё же. Всех благодарю за молитву и работу, надеюсь, что некрещёные примут крещение в возрождённой часовне, как и их предки много лет назад в храме! Так мы отдадим дань нашим предкам, их памяти, дань тем, кто сохранил эту землю и дал нам жизнь.
В "Верхневолжье православном" ждите статью про храм с. Борки. Всё что я накопал в архивах я расскажу в ней, а так и о сегодняшнем событии. Уверен, вместе мы сможем восстановить историю этой церкви. Первые находки сделаны сегодня - кусочки штукатурки с разноцветной краской, кирпичи от храма и карнизов со скосами. Удалось усточнить и моё предположение о том, что церковь всё же была перестроена в середине 19 века. Но от храма 18 столетия всё же остались кованные растяжки. Они хорошо видны и лежат вместе со своими близнецами, которых изготовили лет на 100 позднее.
И о впечатлениях. Здесь действительно тепло и уезжать не хочется. Веет благодатью, дыханием Духа Святого. Такое редко встречается даже в действующих церквях. Такое тепло чувствовал я в храме с. Федово однажды. Такое необъяснимое, светлое, чистое, неземное. Дай Бог нам его сохранить.


Татьяна Демидова: Я сегодня весь день улыбаюсь, вспоминая нашу поездку. Спасибо всем огромное, было так здорово. Почаще бы нам так собираться. Всех люблю.






E-mail: sverdlovo-borki@yandex.ru
Hosted by uCoz